***

С любовью и как бы на одном дыхании написана А.В.Гулыгой биография Канта, изданная в 1977 г. Книга подвела итог более чем 15-летнего изучения философии немецкого мыслителя. Начиная с 60-х гг., А.В.Гулыга опубликовал ряд статей, исследующих отдельные проблемы кантовской философии, житейские ситуации и некоторые стороны характера Канта. В начале 60-х гг. он был составителем и ответственным редактором двух томов шеститомного собрания сочинений Канта, содержащих труды докритического периода. В процессе работы А.В.Гулыга все более проникался уважением к основателю немецкой классической философии. Глубокий смысл каждого положения немецкого мыслителя не потерял, считал он, своего значения и ныне.

"Кант" А.В.Гулыги пал на благодатную почву. Интерес к философии Канта был велик всегда. В 50-е годы нашего века за рубежом стала складываться особая отрасль знания - кантоведение. Показателем роста интереса к Канту может служить количество зарубежных изданий. Между 1953 и 1975 годами только на европейских языках было опубликовано по меньшей мере 4 тыс. оригинальных работ. В конце 70-х - начале 80-х годов ежегодно публиковалось до 300 работ на многих языках народов мира; в одном только 1981 г. появилось 650 работ, а в 2001 г. - уже 956, (68 ; 69).

В философии Нового времени и в немецкой классике Кант занимал особое место. Он стал создателем цельной системы, в центре которой стоял человек, задающий себе главные вопросы: 1) Что я могу знать? Ответ гласит: влияющий на наши чувства здешний мир вещей, процессов и явлений мы анализируем с помощью триадно организованных категорий рассудка, получая о нем рационально упорядоченное знание. 2) Ответ на вопрос "Что я должен делать?" Кант связывал с миром иным - миром вещей самих по себе, ноуменальным, непознанным и не поддающимся рассудочному познанию. Ноуменальный характер возносил человека над хлябями земными в царство свободы: своим свободным решением человек должен избирать моральное поведение, обнаруживая человеческое в человеке. Кант видел высшее его выражение в свободно избранном и жестко понимаемом долге - категорическом императиве, требующем относиться к другому, как к самому себе и запрещающем использовать человека как средство для достижения чуждых ему целей. 3) Из всего этого следует ответ на третий вопрос: "На что я смею надеяться?". Речь идет об исправлении человеческих дел, что Кант считал возможным, поскольку сама природа имеет целью счастье человеческого рода. 4) Вопрос "Что такое человек? не получил однозначного ответа. Однако, включенный в порядок природы, активной моральной позицией человек способен содействовать улучшению общественного устройства, достигнуть вечного мира, выйти из состояния несовершеннолетия.
Кантовский критицизм вынес догматическую метафизику за пределы философии, Кант обещал, но не создал новую метафизику. Развитое в конце ХУШ века, его учение стимулировало новые поиски и стало программой дальнейшего развития многих философских направлений. Фихте, Гегель, Шеллинг, Шопенгауэр стали его великими продолжателями. Позже определились позитивисты, кантианцы и неокантианцы, в ХХ веке – нео- и постпозитивисты, аналитическая и лингвистическая философия и др., интересом которых стал вопрос: что я могу знать, как возникает знание (в первую очередь научное), каковы критерии истины и т.п. Главным инструментом познания признавался рационализм, а главной формой - теория, которая одна может обеспечить его достоверность, проверяемость и опровергаемость. К такого рода направлениям примкнули утилитаристы, прагматисты и т.п., главной проблемой которых стала этика и поведенческие дисциплины, а целью - теория морали ("что я должен делать"), в том числе обращенная к повседневности, проверяемая рассудком. В результате проблемы веры, любви и надежды оказались почти за горизонтом, да и цельность и самость человека, его свобода воли и прочие вечные вопросы лишились философского статуса. Эти течения получили большое распространение, стали авторитетными и авторитарными, так что все, что не укладывалось в их методы и в понимание философии выводилось за ее пределы.

В 60-е годы Х1Х века на Западе получила признание философия Шопенгауэра, возросшего на Канте - на его понимании мира и человека, на его этике и эстетике. Шопенгауэр обратил внимание на кантовскую проблему творчества, на роль чувственного познания, на интуицию, но сохранил рассудочное отношение к учению учителя и к философии вообще, за что его весьма не одобрял Ницше, принявший тем не менее в свою мысль многие идеи предшественника. В конце Х1Х - начале ХХ века определились так называемые (тоже рационалистические) науки о духе, обращенные к гуманитарному знанию, к миру и языку человека, к многообразию его мыслительных форм, путей их образования и познания. Весьма содержательной и привлекательной стала экзистенциалистская философия, не чурающаяся иррациональных путей познания, близкая искусству и поэзии. Таким образом, в многообразных направлениях, подходах и тематике, породивших огромную литературу, внимание сосредоточивалось на тех вопросах кантовского наследия, которые их привлекали больше, так что создатели книг о Канте рисовали частичную картину его учения и его вклада в философию.

В советское время Канту не повезло: В.И.Ленин в "Материализме и эмпириокритицизме" (1909) определил Канта в агностики и в дуалисты; поэтому его полагалась поносить как идеалиста и реакционера. Книги и статьи о Канте инстанции долгое время не жаловали. Но с конца 60-х годов духовный гнет начал давать слабину: можно было без брани повествовать о западных идеалистах (хотя бы только домарксистских). Наблюдался даже всплеск интереса к изучению кантовского учения; приближался юбилей: 250 лет со дня рождения философа. Было разрешено (избранным) принимать участие в международных кантовских конгрессах и даже устраивать кантовские конгрессы дома (в 1974 г. состоялся первый из них в Калининграде (Кёнигсберге, где Кант родился, жил и умер). В преддверии юбилея и вскоре после него в СССР вышло около 180 работ о Канте (44, с.147-159; 48, 249- 170).И в постсоветские годы всеобщего упадка интерес к учению великого немца сохраняется; в 2004 г. в память 200=летия со дня смерти философа повсеместно были созваны конференции ( в Калининграде тоже) и международные конгрессы (в конце мая 2004 г. международный кантовский конгресс состоялся в Москве; в 2005 г. очередной международный конгресс прошел в немецком Майнце).

В канун кантовского юбилея 1974 года появилась монография "Кант" (1) В.Ф.Асмуса, всеми почитаемого ученого, эрудита и замечательного учителя, открывшего дорогу в науку многим способным студентам послевоенного поколения. В книге рассматривались существенные аспекты философии Канта. Выделяя их субъективно-идеалистические черты, В.Ф. Асмус в то же время стремился показать, как диалектика великого мыслителя стала основой метода "конструктивной науки о развитии природы и общества, а также теоретического осознания этого процесса" (1, с.532). Книга В.Асмуса стала последним ортодоксальным аккордом марксистского кантоведения, содержащим неортодоксальные черты.
А.В.Гулыга не спорил с В.Асмусом; тем более он не имел возможности спорить с В.И.Лениным, упрекавшим Канта в субъективном идеализме и определившим его в агностики. Но он отважился показать учение Канта в его цельности, взаимосвязанности и взаимозависимости его частей. А.В.Гулыга полагал, что в историко-философском исследовании возможны два варианта отношения к истории философии. В первом случае, сохраняя преемственность, и целостный подход последующие поколения философов углубляют учения прошлого, преобразуют их находки и достижения в духе потребностей времени, тем самым развивая философскую мысль. При этом, правда, может иметь место и утрата некоторых достижений. Другой вариант демонстрирует эпигонство; в результате одностороннего подхода, абсолютизации и догматизации одного из аспектов, и особенно недостатков и слабостей учений прошлого, теряются или грубо искажаются их позитивные черты, они утрачивают самоценность и подчас становятся вообще неузнаваемыми. А.В.Гулыга придерживался первого варианта.

 

Страницы:  <<  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  >> 

 

ЛЮБОЕ КОММЕРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ ЗАПРЕЩЕНО © 2012