* * * 

Третий план научных исследований - интерес к искусству и эстетике. Первая публикация А.В.Гулыги по эстетике появилась в 1958 году (см.16). В последующие годы он был активным участником литературного процесса; участвуя и в литературных спорах, он постоянно выступал в журналах, газетах и сборниках как философ, культуролог и литературный критик (в том числе и за рубежом). Обоснованию важного места эстетики в философии и в творческом процессе, выявлению особенностей художественного освоения и ценностного отношения к действительности и, наконец, систематизации эстетики как аксиологии А.В.Гулыга уделял большое внимание и в ряде книг.

Работа "Эстетика в свете аксиологии", которая была закончена за несколько дней до кончины, подводит итог его многолетним исследованиям. Интерес к систематизации и определению места эстетики в философии имеет полемическую подоплеку. Он явно обозначился в середине 60-х гг., когда, складывался культ научно-технической революции, точные науки казались самодостаточными. Тогда на саму еще красоту не покушались, но считалось, что ее домен - искусство. В этих условиях, считал А.В.Гулыга, свое слово должна сказать философия. Он сосредоточился на широком понимании эстетики как учении о красоте, обращенной и к экзистенциальному, и к познавательному уровням человеческой деятельности. Эстетическое начало пронизывает науку, особенно там, где мысль стремится охватить предмет в его многосторонних связях, в единстве противоречивых тенденций. Здесь эстетически развитый ум плодотворнее, он легче отбрасывает укоренившиеся шаблоны и находит новые связи. С другой стороны, интеллектуальное начало издавна оплодотворяет искусство. Эстетическое переживание в подобного рода деятелльности приходит через понимание, опосредствованное интеллектом. В обоснование этой мысли А.В.Гулыга написал книгу "Искусство в век науки" (17), в которой исследовал эстетические компоненты научного творчества и особенности новейшего интеллектуального искусства, которое сегодня, увы, похоже, погибло в ходе культурного кризиса европейской цивилизации, бодро шагающей к оскотиниванию и элиты, и тех, кого считают быдлом: просто "Скотный двор" какой-то, много гаже того, какой открыл нам Оруэлл.
Но надежда умирает последней, может быть, стоит воспроизвести оптимистический взгляд А.В.Гулыги на искусство: вдруг еще не все потеряно.. Для теории искусства, полагал он, особое значение приобретает проблема художественного обобщения. Имеются два его вида - типизация и типологизация, сосуществующие и взаимодополняющие друг друга. В первом случае - максимальное приближение к действительности, когда искусство прячет свою условность; крайнее выражение - документальное искусство ("эффект присутствия"); во втором - максимальное усиление условности, хотя вместе с тем и ощутимая связь с реальностью ("эффект очуждения"). Оба эти вида возникли вместе с художественной деятельностью человека, первый обращен к чувствам, второй - к интеллекту. Интеллектуальная тенденция в художественном творчестве усиливается, полагал А.В.Гулыга, в современную эпоху, когда происходит заметное сближение между гуманитарными науками и искусством: ряд мастеров художественной литературы, изобразительного искусства, театра и кино проявляют тяготение к условности и схематизации.
Автор отказывается рассматривать это явление как путь вниз, как деградацию искусства, но в то же время настаивает на неизменности природы творчества, целью которого являются поиски красоты и гармонии. Равным образом он защищает эстетику как науку, из которой, начиная с 70-х (примерно) годов активно начало изгоняться само понятие красоты, а вслед за тем в период постмодернизма, красота пала жертвой новаций и все возрастающего культа безобразного: исчезает ценностное отношение не только к искусству, но и к самой жизни.

Защищая красоту как высшую ценность, А.В.Гулыга отдает себе отчет в том, что эстетический идеал составляет лишь одну сторону высшей ценности, он не может существовать вне связи с другими составялющими абсолюта, к которому призван стремиться человек: красота лишь наряду с истиной и добром предстает как важнейшая ипостась идеала. Когда говорят, что красота спасет мир, дело отнюдь не во внешней красоте. Речь должна идти о внутренне прекрасном, чем светятся истина и добро. Автор размышляет о взаимосвязи эстетики и истории культуры. Его ответ: культура - деятельность, отмеченная знаком плюс, служащая благу человека. "Культура - это реализованные ценности". Ужаснее всего то, что в начале нового тысячелетия и ХХI века, в эпоху глобализации великие культуры клонятся к упадку, и многообразие культурных образцов подавляется мировым стандартным ширпотребом.

 

Страницы:  <<  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  >> 

 

ЛЮБОЕ КОММЕРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ ЗАПРЕЩЕНО © 2012