* * *

Исследование философии как дела школы в связи с особенностями эпохи и народа побудило А.В.Гулыгу обратиться к немецкой классике и русскому философскому возрождению конца Х1Х - начала ХХ века. Работы, посвященные этим проблемам, - своего рода модификация философских биографий, - биография идей, излагающая движение мысли и подводящая ее итог в рамках целой эпохи. В книге "Немецкая классическая философия" (20) А.В.Гулыга показывает развитие немецким идеализмом кантовского основного вопроса философии: "Что такое человек?", а также новые открытия в диалектике и углубление ее понимания. Подводя итог исследованию немецкой классики, автор видит главные ее достижения: 1) в разработке диалектики: историзм вошел в философский обиход; понятие о тождестве противоположностей стало аксиомой; идея диалектической логики требовала в дальнейшем разработки понятий через их место в системе; 2) в радикальном пересмотре отношения субъекта и объекта, в обосновании активности сознания; 3) во включении в сферу сознания его бессознательных компонентов; в обосновании роли продуктивного воображения в творчестве; 4) в обосновании идеи общественной закономерности; 5) в систематической разработке эстетики: эстетическое начало предстало как опосредующее звено между теорией и практикой, наукой и нравственностью; 6) в постановке проблемы абсолютной морали и идеала.

Опираясь на православную традицию и на диалектику немецкого идеализма, русские мыслители стремились ответить на вопрос, что ждет человека в будущем. В книге "Русская идея и ее творцы" (22) , анализируя ряд ключевых понятий русской  идеалистической философии и творчество ее создателей, А.В.Гулыга доказывает, что русская идея - не программа империалистической экспансии, как это подчас уверяют иные знатоки отечественной культуры. И это не вся национальная мысль в России. Русская идея была выдвинута Ф.Достоевским и Вл.Соловьевым как идея братского объединения народов и преображения человечества. Сегодня ясно, что человечество идет к единству, вопрос в том, каким будет это единство - возникнет ли некая "империя зла" во главе с избранной элитой избранных народов (социальных групп) или это будет соборное единство всего человечества.

Что такое соборность? Анахронизм, пережиток родовой общины? Или высший тип общности? Совместима ли личность с соборным началом? Идея соборного единения человечества в русском идеализме основана не на насильственном коммунистическом коллективизме и не на буржуазном индивидуализме, признающем лишь формальное право, а на высокой общности, построенной на диалектическом единстве общего и индивидуального. Только так возможна победа над смертью, возникновение "сверхчеловека", равного Богу как идеалу и целевой причине, что способно объединить верующих (и неверующих, если они готовы принять христианство как моральную норму).

Сейчас остро стоит проблема религии. Имеет ли право говорить о Боге философ, еще вчера назойливо твердивший о первичности материи? Можно ли в религии видеть только этический принцип? Или необходимо в Боге увидеть онтологический идеал, целевую причину мира, влекущую к себе человека? Так или иначе должна быть выработана позиция, приемлемая для верующих и неверующих (мечта Н.Федорова), единая для всех. Общий смысл русской философской мысли, считает А.В.Гулыга, в том числе ее сегодняшний путь, можно передать названием книги С.Булгакова - "От марксизма к идеализму". И далее - к православной религии. Одни вступают на этот путь (как сам С.Булгаков) в результате внезапного узрения Бога (в природе и в искусстве), другие логически, через освоение кантовской "религии в пределах только разума", через осознание своей связи с жизнью народа и с его верой, наконец, через признание телеологии как онтологического принципа, Бога как целевой причины. Другие аспекты значения религии для А.В.Гулыги - аксиологический (сохранение святынь) и национально-цементирующий: объединенное человечество - это семья равноправных национальных организмов, а не господство "золотого миллиарда".
Возвращение к традиции предполагает и переосмысление сложившихся в истории форм русской государственности. Если православие - не обман трудящихся, то самодержавие - не тотальное насилие над ними. Демократия (особенно в ее уродливых формах) подвергалась испокон веку философской критике (Платон, Кант). Русские мыслители в этом отношении не оригинальны. Все они выступают за сохранение традиционных форм политической жизни, все они сторонники (более или менее решительные) формулы "православие, самодержавие, народность". Выдвинутая С.С. Уваровым эта формула была подготовлена Н.М.Карамзиным и А.Хомяковым. Ее немецкие корни - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель.

В книге рассматриваются конкретные аспекты русской идеи, разрабатывавшиеся мыслителями России в конце XIX - ХХ века, ее особенности представлены в форме философских портретов русских мыслителей Х1Х ХХ вв. - Ф.Достоевского, Вл.Соловьева, Н.Федорова и его последователей, В.Розанова, Н. Бердяева ,С.Франка, Н.Лосского, Б.Вышеславцева, И.А.Ильина, П.Флоренского, Л.Карсавина, А.Лосева. Резюмируя, автор размышляет о силах, которые могут спасти мир. Это - конечно, не насилие, и совсем не красота как таковая, а человечность, высшим воплощением которой русские мыслители считали любовь как бодрствующую, добивающуюся своих целей мораль. Такая нравственность ныне требует космической ответственности духа, но также и национального возрождения России.

 

Страницы:  <<  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  >> 

 

ЛЮБОЕ КОММЕРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ ЗАПРЕЩЕНО © 2012